Урок-конспект по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Рекомендации к уроку: Урок рассчитан на 2 академических часа. На первом уроке идет устная работа по картине. На втором – написание сочинения и его анализ.
Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Цели урока:
• познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Пластова;
• развивать навыки анализа картины;
• способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства;
• воспитывать эстетический вкус;
• развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли;
• развивать образное мышление;
• обогатить словарный запас учащихся;
• развивать умение излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Учащиеся познакомятся с творчеством А. Пластова, научатся правильно составлять план сочинения, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, логически излагать текст.
Оборудование: репродукция картины А. Пластова "Первый снег", ПК, проектор, презентация, музыкальная запись концерта П. Чайковского "Времена года. Зима", кластер, таблица, словари.
Межпредметные связи: литература, ИЗО
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация
Учитель: Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.
Поль Гоген говорил, что картины – настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?
Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.
Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.
Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.
III. Работа с картиной
1) Знакомство с художником
На доске – репродукция картины А. Пластова "Первый снег".
Учитель: Вот эту картину нам предстоит исследовать. Как вы думаете, с чего следует начать свое исследование?
Рекомендации: Во время ответов учащихся подвести к мысли о том, что следует узнать больше информации об авторе.
Учитель: Господа ученые. Вы правы. Во-первых, нам необходимо раздобыть информацию о создателе этой картины.
Как вы думаете, где можно найти такую информацию? (В библиотеке, в Интернете, в музеях живописи).
Демонстрация презентации.
Учитель: (Слайд № 1) Аркадий Александрович Пластов (1873 – 1972) родился в крестьянской семье в селе Прислониха (Ульяновская обл.) Свой талант живописца унаследовал от деда, который был иконописцем.
Рисовать Пластов начал еще в юном возрасте. Чаще всего изображал природу родного края. Будучи совсем юным, Пластов дал себе клятву "быть живописцем и никем более". И клятву сдержал.
До 1930 года Пластов рисовал политические плакаты, иллюстрировал произведения русских классиков. Но его ранние работы не сохранились, потому что в мастерской случился пожар, и все картины мастера сгорели.
С 1935 года художник стал создавать жанровые картины. И главной его темой навсегда станет природа России, деревенская жизнь, славный труд простых деревенских жителей, восхитительная красота Родины. (Слайды №№ 2-4)
А. Пластова часто называли "певцом крестьянства".
В творчестве художника нашли отражение и годы Великой Отечественной войны. (слайд № 5)
Но до конца жизни главной темой останется природа родного края, его красота и поэтичность, его хрупкость и очарование. (слайды №№ 6-8).
2) Подготовка к восприятию картины
Учитель: Господа ученые, посмотрите теперь на картину "Первый снег".
(Учащиеся рассматривают картину под музыку)
• Скажите, соответствует ли она главной теме творчества художника? Почему вы так решили?
Учащиеся делают выводы, что картина также передает красоту природы и главной темой является изображение деревни, простых людей.
3) Анализ личных наблюдений учащихся
Учитель: Картина называется "Первый снег". Закройте на минуту глаза и вспомните тот день в году, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете?
Ответы учащихся (радость, изумление, удивление, восторг, грусть, восхищение)
Слова записываются на доске в виде кластера. (См. приложение)
Учитель: Послушайте, что писал о первом снеге В. Брюсов. (Стихотворение "Первый снег") А какие стихи помните вы о зиме, о первом снеге?
Учащиеся читают отрывки из произведений русских поэтов.
Рекомендации: Учащимся заранее дать задание найти стихотворения, отрывки из рассказов о первом снеге. Или можно привести тексты К. Паустовского, стихотворения А. Пушкина, С. Есенина, А. Фета о зиме, попросить учащихся прочитать со слайдов на презентации)
4) Словарная работа
На доске – таблица, которая будет постепенно заполняться. Таблица послужит опорным материалом при написании сочинения (См. приложение)
Учитель: Найдите в произведениях поэтов и писателей образные выражения о снеге.
Заполняется первая строка таблицы.
5) Беседа по содержанию картины
• Какое время года изображено на картине?
• Как вы определили, что это начало зимы?
• Какое время суток изображено на картине?
• Знаменитый художник П. Пикассо заметил, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Когда вы перечисляли свои эмоции по поводу первого снега, вы говорили о радости, об удивлении, о восхищении.
Составление кластера (см. Приложение).
• Глядя на эту картину, испытываете ли вы эти эмоции? Удалось ли художнику передать эти чувства?
6) Словарная подготовка к сочинению
Учитель: Теперь, господа ученые, и наступило время разобраться, какие приемы использует художник, чтобы так ярко передать чувства.
• Вы знаете, что у каждой картины есть 2 плана: передний и задний. Что изображено на переднем плане? (девочка, мальчик, снег, крыльцо, береза). А на заднем фоне? (ворона, лошадь, дома, сани)
• Попробуйте к каждому слову подбирать описания.
Например, снег – пушистый, укрыл землю, робкий, нарядил деревья, запорошил.
Береза: Изображена только часть березы, потому что главное в картине – дети и их восторг. Припорошена снегом, укуталась, нежная, большая, с раскидистыми ветвями.
(По ходу беседы идет заполнение таблицы. Попросите учащихся не повторяться в выборе слов, искать новые сравнения, эпитеты, составлять словосочетания и предложения.)
Учитель: Теперь давайте рассмотрим, какие чувства и эмоции испытывают герои картины.
Дети: удивлены, девочка запрокинула голову к небу, на ее лице восторг. Мальчик рад, видимо думает о том, что теперь можно будет вдоволь накататься на санках или слепить большого снеговика.
Ворона: удивлена такой разительной перемене, что-то ищет в снегу, хочет его попробовать.
( Заполняется третья графа таблицы)
Как вы думаете, удалось ли художнику передать единство живой и неживой природы? Как он этого достиг? (Снег покрывает деревья, крыши домов. Вдали уже виднеются сани. Кажется, что вся земля рада обновлению).
7) Анализ художественных приемов
Учитель: А теперь, господа ученые, мы с вами приоткроем тайну создания картины. Посмотрите внимательно. Какие краски использовал художник? (белый, коричневый, черный, синий, голубой).
• Художник использует яркие цвета или оттенки? (оттенки: лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый).
• Почему А. Пластов выбрал не яркие тона, а мягкие, пастельные? (Чтобы передать хрупкость, подчеркнуть свежеть и чистоту первого снега, теплое отношение к изображаемому.)
• Какой тон вы бы назвали главным? (розовый)
• Почему художник выбрал розовый оттенок? Что он передает, какие эмоции вызывает? (восторг, умиление, нежность. Он помогает ощутить наступление праздника)
• А как художник передает белизну снега? (синими, голубыми оттенками)
• Как вы думаете, почему А. Пластов выбрал вертикальный формат для картины? (Снег сыплется с неба. Так художник подчеркивает бездонность неба. Он хочет передать, что это лишь начало праздника, начало зимы.)
IV. Работа по развитию речи
Учитель: Вам, господа ученые, теперь предстоит написать сочинение, в котором вы отразите все свои находки. Но, чтобы сочинение было грамотным и интересным, важно, чтобы слова не повторялись. В этом нам помогут словари синонимов. Давайте поищем синонимы к совам, которые помогут нам избежать частых повторений одного и того же слова.
Работа со словарями. Ищут синонимы к словам: художник, нарисовал, картина. Запись синонимов на доске.
V. Составление плана
Учитель: Чтобы сочинение было связным, нам необходимо составить план. Я предлагаю такой план:
1. Знакомство с художником.
2. Первый день зимы.
3. Первый снег глазами художника.
4. Дети – главные герои картины.
5. Изобразительные средства картины.
6. Мое отношение.
Обсуждение плана: что относится к вступительной, основной и заключительным частям.
Учитель: Я предлагаю так закончить сочинение. (слайд № 9). Выберите тот вариант, который передает ваше отношение. А как бы вы закончили сочинение?
VI. Составление устного рассказа по картине
Учащиеся составляют рассказ по картине устно.
Рекомендации: Стараться задействовать весь класс. Каждый ученик может составлять лишь часть рассказа.
VII. Написание сочинений
Учащиеся пишут сочинения сначала в черновиках. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.
VIII. Чтение и анализ сочинений
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.